Виды коррозии подземных трубопроводов

Дата публикации: 26 февраля 2013
Виды коррозии подземных трубопроводов Коррозия трубопроводов является основной причиной, которая лежит в основе большинства аварий на трубопроводе, а так же она способствует не только образованию сквозных отверстий в стенках трубопровода, что приводит прежде всего к его разгерметизации, но так же к предшествующему этому процессу возникновению разнообразных трещин и каверн на его поверхности. Сам процесс коррозии представляет собой вид окислительных реакций, в ходе которого происходит видоизменение атомов металла в их ионы. Переход одного состояния в другое сопровождается потерей электронов металлами, которые принимаются окислителями.

В подземных коммуникациях процесс коррозии становиться возможен благодаря тому, что как сам трубопровод, так и почва являются довольно неоднородными по своей структуре. Причем данная неоднородность наблюдается не только с точки зрения физических свойств, но и относится к химическому составу. Благодаря этому возникают области с различным потенциалом. Именно эта разница в электрическом потенциале двух составляющих и способствует тому, что происходит образование своего рода гальванических элементов.

Коррозия может быть как поверхностной, которая сплошным слоем покрывает всю поверхность металла, так и местной, щелевой, язвенной, межкристаллитной, а так же быть представлена в виде усталостного коррозионного растрескивания. Наибольшую опасность с точки зрения подземных коммуникаций представляют два последних вида коррозии.

При этом если поверхностная коррозия может оказать значительные повреждения лишь в некоторых случаях, то язвенная становится причиной большинства серьезных повреждений. Насколько металл будет подвержен коррозии зависит от множества факторов. Все эти ключевые моменты связаны как с климатическими условиями и составом почвы, так и непосредственно с условиями эксплуатации применяемыми для конкретного трубопровода или его участка, а так же особенностями самой трассы.

Одной из главных причин возникновения коррозии являются блуждающие токи, которые возникаю в связи с близким расположением рядом с трубопроводом электрифицированного транспорта, работа которого основана на использовании постоянного тока. При этом их разрушающее воздействие направлено на анодные зоны, так как в катодной зоне блуждающие токи напротив защищают металл. В связи с этим катодная защита на таких участках требует минимальных вложений.